Электрические машины

Электрические машины — устройства, преобразующие электрическую энергию в механическую или наоборот, с помощью электромагнитных процессов. Они делятся на электродвигатели, генераторы и трансформаторы. Работа электрических машин основана на взаимодействии токов и магнитных полей.


Классификация электрических машин

1. По назначению:

  • Генераторы — преобразуют механическую энергию в электрическую.
  • Электродвигатели — преобразуют электрическую энергию в механическую.
  • Комбинированные машины (двигатели-генераторы) — работают в обоих режимах.

2. По типу тока:

  • Машины постоянного тока.

  • Машины переменного тока:

    • Синхронные машины.
    • Асинхронные машины.

3. По конструкции:

  • С коллектором (например, двигатели постоянного тока).
  • Без коллектора (например, асинхронные двигатели).

Общие принципы действия

Закон электромагнитной индукции Фарадея

Основой работы генераторов и двигателей является явление электромагнитной индукции:

$$ \mathcal{E} = -\frac{d\Phi}{dt} $$

где — электродвижущая сила (ЭДС), Φ — магнитный поток.

Если проводник движется в магнитном поле, в нём индуцируется ЭДС. Если по проводнику течёт ток в магнитном поле, на него действует сила Ампера:

F⃗ = I ⋅ (l⃗ × B⃗)

Таким образом, электрическая энергия может быть преобразована в механическую, и наоборот.


Машины постоянного тока

Устройство

Основные элементы:

  • Якорь — вращающаяся часть, на которой расположена обмотка.
  • Статор — неподвижная часть с возбуждающими полюсами.
  • Коммутатор (коллектор) — механическое устройство, осуществляющее переключение токов в обмотках якоря.
  • Щётки — передают ток с неподвижных контактов на вращающийся коллектор.

Принцип действия

Генератор: при вращении якоря в магнитном поле в его обмотке индуцируется ЭДС, преобразующая механическую энергию во вращение в электрическую.

Двигатель: подача тока в обмотку якоря вызывает взаимодействие с магнитным полем статора, создающее вращающий момент.

Уравнение равновесия

U = E + I ⋅ R

где U — напряжение на выводах, E — противо-ЭДС, R — сопротивление якорной цепи, I — ток якоря.


Асинхронные машины

Устройство

Асинхронная машина состоит из:

  • Статора — с обмоткой, подключаемой к сети переменного тока.
  • Ротора — с короткозамкнутой или фазной обмоткой.

Магнитное поле статора вращается с синхронной скоростью:

$$ n_1 = \frac{60 \cdot f}{p} $$

где f — частота сети, p — число пар полюсов.

Ротор вращается с меньшей скоростью:

n = n1(1 − s)

где sскольжение, характеризующее относительное отставание ротора.

Принцип действия

Вращающееся магнитное поле индуцирует токи в роторе, которые, взаимодействуя с этим полем, создают вращающий момент.

Электромагнитный момент

$$ M = \frac{P_2}{\omega} $$

где P2 — мощность, передаваемая ротору, ω — угловая скорость.

Мощность:

P2 = (1 − s) ⋅ P1

где P1 — мощность, подведённая к статору.


Синхронные машины

Принцип действия

Ротор синхронной машины вращается с той же частотой, что и магнитное поле статора. Чтобы достичь синхронного вращения, на ротор подаётся постоянный ток возбуждения, создающий собственное магнитное поле. Взаимодействие полей создаёт вращающий момент.

Режим генератора

Вращение ротора приводит к изменению магнитного потока через обмотки статора, индуцируя ЭДС:

E = 4.44 ⋅ f ⋅ N ⋅ Φ

где N — число витков, Φ — магнитный поток.

Синхронные генераторы широко используются на электростанциях благодаря стабильной частоте выходного напряжения.

Режим двигателя

Синхронные двигатели требуют внешнего пускового устройства. После достижения синхронной скорости они «прилипают» к полю и работают без скольжения.


Трансформаторы

Трансформатор — статическая электрическая машина, изменяющая уровень напряжения переменного тока без изменения частоты.

Принцип действия

На основе взаимной индукции: переменный ток в первичной обмотке создаёт переменный магнитный поток в магнитопроводе, который индуцирует ЭДС во вторичной обмотке.

Основное уравнение трансформатора:

$$ \frac{U_1}{U_2} = \frac{N_1}{N_2} $$

где U1, U2 — напряжения на обмотках, N1, N2 — число витков.

КПД трансформатора

Коэффициент полезного действия приближается к 98–99% за счёт отсутствия движущихся частей. Потери — в основном на вихревые токи и гистерезис в сердечнике.


Механические и электрические характеристики

Характеристика двигателя — зависимость вращающего момента и тока от скорости. Характеристика генератора — зависимость выходного напряжения от тока нагрузки.

  • Машины постоянного тока обладают хорошей регулируемостью скорости.
  • Асинхронные двигатели надёжны и дешевы, но трудно регулируются.
  • Синхронные машины устойчивы к изменениям напряжения, но сложны в управлении.

Системы возбуждения

Для генераторов и синхронных двигателей требуется система возбуждения:

  • Постоянные магниты.
  • Обмотки возбуждения с током от внешнего источника.
  • Самовозбуждение с использованием вспомогательной машины (возбудителя).

Потери и охлаждение

Основные виды потерь:

  • Механические (трение, вентиляция).
  • Электрические (тепло в обмотках — I2R).
  • Магнитные (гистерезис и вихревые токи в стали).

Для отвода тепла применяются:

  • Воздушное охлаждение.
  • Жидкостное охлаждение.
  • Специальные системы вентиляции и радиаторы.

Современные тенденции

С развитием силовой электроники и систем управления появились:

  • Частотные преобразователи, позволяющие точно регулировать скорость асинхронных двигателей.
  • Бесщёточные машины постоянного тока с электронным коммутатором.
  • Сверхпроводящие машины с высоким КПД.
  • Цифровые системы управления и диагностики на основе микроконтроллеров и ПЛИС.

Применения

  • Генераторы: электростанции (тепловые, гидро, атомные), ветрогенераторы.
  • Двигатели: промышленность, транспорт (поезда, лифты, электромобили), бытовые приборы.
  • Трансформаторы: энергосети, приборы, источники питания.

Электрические машины — основа современной энергетики, транспорта и промышленности. Знание их принципов и характеристик необходимо для эффективного проектирования и эксплуатации систем электроснабжения и автоматизации.