Модели турбулентности RANS (Reynolds-Averaged Navier–Stokes) являются одним из наиболее применяемых подходов в вычислительной гидродинамике для описания турбулентного движения жидкости или газа. Основная идея заключается в разложении скоростного поля и других величин на среднее и колебательное компоненты.
Пусть поле скорости u(x, t) подчиняется уравнениям Навье–Стокса. В RANS применяется разложение Рейнольдса:
$$ \mathbf{u}(\mathbf{x},t) = \overline{\mathbf{u}}(\mathbf{x}) + \mathbf{u}'(\mathbf{x},t), $$
где $\overline{\mathbf{u}}$ — усреднённая по времени скорость, а u′ — флуктуации турбулентности с нулевым средним ($\overline{\mathbf{u}'} = 0$).
Подставляя это разложение в уравнения Навье–Стокса и усредняя по времени, получаем уравнения RANS:
$$ \rho \left( \overline{\mathbf{u}} \cdot \nabla \overline{\mathbf{u}} \right) = -\nabla \overline{p} + \mu \nabla^2 \overline{\mathbf{u}} - \rho \nabla \cdot \overline{\mathbf{u}' \mathbf{u}'}. $$
Здесь появляется ключевое понятие — тензор Рейнольдса $\overline{\mathbf{u}' \mathbf{u}'}$, который отражает влияние турбулентных флуктуаций на среднее течение. Он является неизвестной величиной, что приводит к необходимости введения моделей замыкания.
Для замыкания системы уравнений RANS чаще всего применяется гипотеза Буссинеска, аналогия с молекулярной вязкостью:
$$ - \rho \overline{u_i' u_j'} = \mu_t \left( \frac{\partial \overline{u}_i}{\partial x_j} + \frac{\partial \overline{u}_j}{\partial x_i} \right) - \frac{2}{3} \rho k \delta_{ij}, $$
где:
Ключевой момент: турбулентная вязкость μt является модельной величиной, которую необходимо определить через дополнительные соотношения.
Модели нулевого уравнения (Algebraic models)
Одноуровневые модели (One-equation models)
Вводится уравнение для турбулентной кинетической энергии k:
$$ \frac{\partial k}{\partial t} + \overline{\mathbf{u}} \cdot \nabla k = P_k - \epsilon + \nabla \cdot \left( (\nu + \nu_t / \sigma_k) \nabla k \right), $$
где Pk — производство турбулентной энергии, ϵ — диссипация, σk — константа модели.
Пример: модель Spalart–Allmaras, популярная в авиации.
Двухуровневые модели (Two-equation models)
Используются два уравнения: для k и для диссипации ϵ или специфической турбулентной частоты ω.
Наиболее известные:
k–ε модель
$$ \frac{\partial \epsilon}{\partial t} + \overline{\mathbf{u}} \cdot \nabla \epsilon = C_{1\epsilon} \frac{\epsilon}{k} P_k - C_{2\epsilon} \frac{\epsilon^2}{k} + \nabla \cdot \left( (\nu + \nu_t / \sigma_\epsilon) \nabla \epsilon \right) $$
Используется для турбулентных струй, границ и каналов.
k–ω модель Более чувствительна к слою пограничного слоя и хорошо описывает близкие к стенке течения.
Реализационные модели (Realisable models)
Для двухуровневых моделей μt вычисляется по формуле:
$$ \mu_t = C_\mu \rho \frac{k^2}{\epsilon} \quad \text{(k–ε модели)}, \quad \mu_t = \frac{\rho k}{\omega} \quad \text{(k–ω модели)}. $$
Ключевой момент: точность предсказания турбулентного потока напрямую зависит от правильного выбора констант модели и условий на границах.
Преимущества:
Недостатки: