Звук в духовых инструментах образуется в результате колебаний воздушной струи, инициируемой взаимодействием выдыхаемого воздуха с различными элементами конструкции инструмента — язычками, краями отверстий или мундштуками. Воздух, проходя через узкие каналы, создаёт условия для возникновения устойчивых колебательных процессов, которые в дальнейшем усиливаются в резонаторе — трубке инструмента. В зависимости от конструкции и принципа действия духовые инструменты делятся на несколько типов: язычковые, лабиальные и мундштучные.
1. Язычковые духовые инструменты Характеризуются наличием одного или двух язычков (тонких гибких пластин), которые вибрируют под действием воздушного потока. Воздушная струя приводит язычок во взаимодействие с отверстием, формируя прерывистый поток воздуха и, как следствие, колебания.
Примеры: кларнет, гобой, фагот, саксофон.
2. Лабиальные духовые инструменты Колебания возбуждаются за счёт удара воздушной струи о край отверстия, называемого лабиумом. Возникают автоколебания струи, периодически направляемой внутрь и наружу резонатора.
Примеры: флейта, органная труба, свирель.
3. Мундштучные (амбушюрные) духовые инструменты Колебания возникают при взаимодействии губ исполнителя с мундштуком инструмента. Губы действуют как прерыватель воздушного потока, возбуждая стоячие волны в трубке.
Примеры: труба, тромбон, валторна, туба.
Резонансная трубка Трубка духового инструмента является акустическим резонатором, в котором формируются стоячие волны. Резонансные частоты зависят от длины трубки, её формы (прямая, коническая, цилиндрическая), а также от граничных условий — закрыта ли трубка с одного конца или открыта с обоих.
Где v — скорость звука в воздухе, L — длина воздушного столба.
Звук духового инструмента представляет собой сумму основного тона и обертонов, образующих спектр. Характер спектра зависит от:
Изменение высоты звука в духовых инструментах достигается путём изменения длины воздушного столба или условий возбуждения:
В духовых инструментах играют важную роль нелинейные процессы:
Тембр определяется не только спектральным составом, но и временной структурой сигнала:
Изменение формы амбушюра, давления и артикуляции (например, «легато» или «стаккато») влияет на эти фазы и формирует выразительность тембра.
При математическом моделировании духовых инструментов учитываются:
Моделирование требует численных методов — например, метода конечных разностей или метода граничных элементов — особенно в случае сложной геометрии или при наличии отверстий.
Духовые инструменты — важный объект изучения в акустике, поскольку демонстрируют принципы резонанса, нелинейных автоколебаний, акустического импеданса и формирования спектров. Они используются также в качестве модельных систем в исследованиях:
В исследованиях часто применяются лазерные виброметры, высокочастотные микрофоны, спектроанализаторы и численные симуляции для изучения звукообразования в реальном времени.