Физические основы музыкальных звуков

Музыкальные звуки представляют собой периодические акустические колебания, отличающиеся регулярной структурой волны. В отличие от шума, характеризующегося случайными колебаниями без определённой частоты, музыкальные звуки имеют устойчивую частотную составляющую и определённую гармоническую структуру. Основным источником музыкального звука является колебательная система, способная к стабильным, повторяющимся во времени движениям: струна, столб воздуха, мембрана, пластина и т.д.

Колебания любой физической природы можно описать с точки зрения синусоидальных составляющих. Простейший музыкальный звук — это гармоническое колебание, представленное одной синусоидой с амплитудой A, частотой f и фазой φ. Однако реальные музыкальные звуки — сложные колебания, состоящие из основной частоты и обертонов, или гармоник, кратных основной частоте.

Основная частота и высота звука

Высота музыкального звука субъективно воспринимается как “высокий” или “низкий” звук. Она напрямую связана с основной частотой f0 звуковой волны. Величина основной частоты определяет, к какой ноте относится данный звук в музыкальном строе.

Например, нота ля первой октавы в западной музыкальной системе имеет частоту 440 Гц. Все гармоники данного звука будут кратны этой частоте: 880 Гц, 1320 Гц, 1760 Гц и т.д.

Изменение высоты звука достигается изменением частоты колебаний источника. Для струнных инструментов это может быть изменение длины колеблющегося участка струны, для духовых — изменение длины воздушного столба.

Тембр как результат спектрального состава

Тембр — это индивидуальное качество звучания, позволяющее отличить один инструмент от другого при воспроизведении одной и той же ноты. С физической точки зрения тембр определяется спектральным составом звука, то есть относительными амплитудами его гармонических составляющих.

Для двух звуков с одинаковой основной частотой, но различными обертонами (их числом, амплитудами и фазами), ухо воспринимает разные тембры. Например, у флейты обертоны выражены слабо, у скрипки — гораздо богаче, у кларнета преобладают нечётные гармоники. Это связано с различиями в механике генерации звука каждым инструментом.

Динамика: амплитуда и громкость

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний, т.е. количества передаваемой звуковой энергии. Субъективно громкость растёт логарифмически с увеличением звукового давления. В акустике громкость выражается в децибелах (дБ), а порог слышимости принят за 0 дБ (соответствует звуковому давлению около 2 ⋅ 10−5 Па).

При этом громкость может меняться в процессе звучания — это называется динамикой. В музыке различают крещендо (усиление) и диминуэндо (ослабление звука), что реализуется либо усилением силы возбуждения (удар, смычок, струя воздуха), либо изменением амплитудной огибающей звука.

Огибающая и временные характеристики звука

Музыкальный звук не является бесконечно длительным гармоническим колебанием. Он имеет определённую временную структуру, описываемую огибающей, включающей следующие фазы:

  • Атака (Attack) — начальный период возникновения звука, характеризуется быстрым ростом амплитуды;
  • Спад (Decay) — переход к устойчивому звучанию;
  • Устойчивое состояние (Sustain) — период стабильной амплитуды;
  • Затухание (Release) — завершение звука, постепенное исчезновение колебаний.

Эти параметры существенно влияют на восприятие звука. Например, ударные инструменты имеют короткую атаку и длительное затухание, а струнные могут управлять фазой атаки с помощью силы и скорости смычка.

Музыкальный строй и интервалы

Музыкальные звуки организуются в систему, называемую строем. Наиболее распространён — равномерно темперированный строй, в котором октава (удвоение частоты) делится на 12 равных по логарифмической шкале интервалов — полутонов. Частотное соотношение между двумя соседними нотами в таком строе составляет:

ε = 21/12 ≈ 1, 05946

Таким образом, если частота ноты f, то следующая выше по полутонам нота будет иметь частоту f ⋅ ε.

Интервалы между нотами — это отношение частот. Музыкально “приятные” интервалы соответствуют простым числовым соотношениям: октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3), большая терция (5:4) и т.д. Эти соотношения лежат в основе гармонии и возникновения консонанса и диссонанса в музыке.

Резонанс и акустические свойства музыкальных инструментов

Большинство музыкальных инструментов используют явление резонанса для усиления звука. Колебания возбуждающего элемента (струны, язычка, губ и т.д.) передаются на резонатор — полость или корпус, обладающий собственными резонансными частотами. Совпадение частоты возбуждения и собственной частоты резонатора приводит к значительному увеличению амплитуды звука.

Для струнных инструментов резонатором служит деревянный корпус (например, у скрипки или гитары), у духовых — воздушная колонна в трубе. Форма и размеры резонатора определяют его частотный спектр, тем самым влияя на тембр инструмента.

Стоячие волны и моды колебаний

Внутри музыкального инструмента часто возникают стоячие волны, обусловленные отражением звуковых волн от граничных поверхностей. Условия возникновения стоячей волны определяются длиной волны и геометрией резонатора.

Для струны с закреплёнными концами длиной L возможны колебания с длинами волн:

$$ \lambda_n = \frac{2L}{n}, \quad n = 1, 2, 3, \dots $$

Соответственно, частоты собственных колебаний (моды) определяются формулой:

$$ f_n = \frac{n}{2L} \sqrt{\frac{T}{\mu}} $$

где T — натяжение струны, μ — линейная плотность.

Аналогично, в трубе с закрытым или открытым концом возможны моды стоячих волн воздуха. Эти моды определяют высоту и гармонический состав звука духовых инструментов.

Интерференция, биения и акустические явления в музыке

При одновременном звучании двух близких по частоте звуков возникает биение — периодическое усиление и ослабление громкости, связанное с интерференцией волн. Частота биений равна разности частот звучащих волн:

fбиений = |f1 − f2|

Это явление используется в музыкальной практике при настройке инструментов: при совпадении частот биения исчезают.

Интерференция также лежит в основе формирования сложных звуковых полей в помещениях, образующих стоячие волны, влияющие на восприятие звука слушателями. Для концертных залов и студий важно учитывать акустические характеристики помещения, чтобы обеспечить равномерное звучание на всех частотах.

Акустика музыкальных помещений

Роль окружающей среды в восприятии музыкального звука крайне велика. Музыкальное звучание формируется не только источником, но и взаимодействием с помещением, где происходит отражение, поглощение и рассеяние звуковых волн.

Ключевыми параметрами являются:

  • время реверберации — длительность, за которую звуковое давление уменьшается на 60 дБ;
  • отражённые волны — определяют пространственную окраску звука;
  • резонансы помещения — могут усиливать или ослаблять отдельные частоты;
  • поглощение материалов — влияет на яркость и чёткость звучания.

Проектирование концертных залов требует точного учёта этих факторов для достижения акустического комфорта и ясности звучания.

Звукозапись и синтез музыкального звука

Современная акустика тесно связана с электроникой. Запись, воспроизведение и синтез музыкальных звуков базируются на точном воспроизведении физических параметров звука. Синтез может осуществляться:

  • аддитивным методом — сумма синусоидальных компонент;
  • субтрактивным методом — фильтрация шумов или комплексного сигнала;
  • модуляционным методом — частотная или амплитудная модуляция;
  • сэмплированием — использование записанных звуков реальных инструментов.

Анализ спектра, огибающей и других параметров позволяет точно моделировать и воссоздавать любые музыкальные звуки, что нашло широкое применение в звукорежиссуре и цифровой музыке.