Определение и физическая суть времени реверберации
Время реверберации (обозначается T₆₀) — это временной интервал, за который уровень звукового давления в помещении снижается на 60 дБ после внезапного прекращения источника звука. Это ключевой параметр, характеризующий акустические свойства замкнутых пространств. Он отражает степень “звучности” помещения, влияя на разборчивость речи, музыкальное восприятие и общее акустическое качество среды.
Физически реверберация обусловлена многократными отражениями звуковых волн от поверхностей помещения. При каждом отражении часть энергии поглощается, другая часть — отражается, распространяясь далее. Чем выше коэффициенты звукопоглощения поверхностей, тем быстрее происходит затухание, и тем короче время реверберации.
Классическое уравнение Сабина
Основное теоретическое соотношение, связывающее геометрию помещения и его акустические свойства, предложено Уоллесом Сабином:
$$ T_{60} = \frac{0{,}161 \cdot V}{A} $$
где V — объем помещения в кубических метрах, A — эквивалентная площадь звукопоглощения в квадратных метрах, определяемая как сумма произведений площадей поверхностей Sᵢ на их коэффициенты звукопоглощения αᵢ:
A = ∑iαiSi
Это выражение справедливо при условии равномерного распределения поглощения и диффузного звукового поля.
Методы измерения времени реверберации
Существует несколько методик измерения T₆₀, которые различаются по типу возбуждения звукового поля и способу обработки сигнала. Все они стремятся к максимально точному определению спада звукового давления во времени.
Принцип: в помещение вводится шумовой сигнал (чаще всего — широкополосный розовый или белый шум). После достижения стационарного уровня источник резко выключается, и измеряется спад звукового давления во времени.
Аппаратура: источник звука (динамик), генератор шума, измерительный микрофон, анализатор уровня сигнала во времени.
Обработка данных:
$$ T_{60} = \frac{60}{\Delta L} \cdot \Delta t $$
где ΔL = 20 или 30 дБ, Δt — время, за которое происходит это уменьшение.
Метод прерывания считается точным и стандартизирован (например, по ISO 3382), но требует условий тишины и точного управления звуковым источником.
Принцип: в помещение посылается короткий мощный импульс (например, от хлопка, воздушного шарика или электрошока), и измеряется реакция помещения — импульсная характеристика. Далее анализируется энергетический спад этой реакции.
Достоинства:
Недостатки:
В современной акустической практике применяются методы, основанные на использовании специальных тестовых сигналов:
Процедура:
Этот метод позволяет:
Поскольку измерить спад на 60 дБ бывает трудно (особенно в шумной среде), часто применяют оценочные параметры:
Чем больше диапазон измерения, тем точнее итоговый T₆₀, но тем выше требования к акустическим условиям.
Время реверберации всегда зависит от частоты. Поверхности помещения обладают различными коэффициентами звукопоглощения в разных диапазонах:
Поэтому измерения производят в октавных или третьоктавных полосах. Результаты представляют в виде графика T₆₀(f), что позволяет оценить акустический баланс помещения.
Некоторые геометрические и архитектурные особенности сильно влияют на реверберационные свойства:
Оптимальное время реверберации зависит от назначения помещения:
Тип помещения | Оптимальное T₆₀ (с) |
---|---|
Переговорные комнаты | 0,4 – 0,6 |
Классы и лекционные залы | 0,6 – 1,0 |
Театры, кинотеатры | 1,0 – 1,4 |
Концертные залы (музыка) | 1,5 – 2,2 |
Церкви, соборы | 2,0 – 4,0 и более |
Значения выше или ниже нормы могут приводить к ухудшению разборчивости речи, искажению музыкального звучания или акустическому дискомфорту.
Измерение и интерпретация времени реверберации регламентируются международными и национальными стандартами, среди которых:
Эти документы устанавливают требования к оборудованию, процедурам измерений, представлению результатов и допустимым отклонениям.
На точность измерения времени реверберации влияют следующие факторы:
Минимальные требования: не менее трёх измерений в разных местах, микрофон не ближе 1,5 м от стен, источник и микрофон не на одной оси.
Применение результатов в практике
Знание времени реверберации необходимо:
Кроме того, в музыкальной звукозаписи моделирование реверберации позволяет создавать виртуальные акустические пространства — от сухих студий до “больших соборов”.