Пассивный и активный транспорт веществ через биологические мембраны
Биологические мембраны представляют собой динамические барьеры, разделяющие внутриклеточное и внеклеточное пространства, а также компартменты внутри клетки. Эти барьеры обладают избирательной проницаемостью, регулируя поступление и выведение ионов, молекул и макромолекул. Процессы транспорта веществ можно разделить на две большие категории: пассивный и активный транспорт.
Пассивный транспорт осуществляется без затрат метаболической энергии и происходит по градиенту концентрации или электрическому градиенту. Существует несколько форм пассивного транспорта:
Простая диффузия — это перемещение малых неполярных молекул (например, O₂, CO₂, N₂) через липидный бислой. Скорость этого процесса описывается уравнением Фика:
$$ J = -D \frac{dC}{dx} $$
где
Проницаемость мембраны для разных веществ зависит от их размера, полярности, заряда и степени гидрофобности. Например, вода хоть и полярна, но способна в ограниченном объёме проходить через мембрану благодаря малому размеру и наличию аквапоринов.
Этот процесс требует участия белков-переносчиков (пермеаз) или каналов. В отличие от простой диффузии, облегчённая диффузия обладает свойствами насыщения, специфичности и ингибируемости. Пример — транспорт глюкозы через глюкозный переносчик GLUT1.
Формально этот процесс аналогичен ферментативной реакции и описывается уравнением Михаэлиса-Ментен:
$$ J = \frac{J_{\text{max}} \cdot [S]}{K_m + [S]} $$
где
Осмос — это особая форма пассивного транспорта, при которой происходит движение воды через полупроницаемую мембрану в сторону большей концентрации растворённых веществ. Осмотическое давление Π можно рассчитать по уравнению Вант-Гоффа:
Π = iCRT
где
Активный транспорт требует затрат энергии (обычно АТФ) и направлен против градиента концентрации или электрического потенциала. Активный транспорт обеспечивает создание и поддержание химических и электрохимических градиентов, необходимых для жизнедеятельности клетки.
Первичный активный транспорт осуществляется за счёт прямого гидролиза АТФ. Пример — Na⁺/K⁺-АТФаза, перекачивающая 3 иона натрия из клетки и 2 иона калия внутрь, расходуя одну молекулу АТФ.
Уравнение для оценки свободной энергии, необходимой для переноса ионов:
$$ \Delta G = RT \ln \left( \frac{[C]_{\text{вн}}}{[C]_{\text{вн}}} \right) + zF\Delta \psi $$
где
Na⁺/K⁺-АТФаза играет ключевую роль в поддержании мембранного потенциала покоя, объёма клетки, а также в обеспечении вторично-активного транспорта других веществ.
Другие примеры первично активного транспорта:
Вторичный активный транспорт использует энергию, запасённую в ионных градиентах (созданных первично активными насосами). Различают два основных механизма:
Эти переносчики работают без непосредственного расхода АТФ, но зависят от градиентов, создаваемых насосами, например Na⁺/K⁺-АТФазой.
Мембранные каналы — это белки, формирующие гидрофильные поры, по которым ионы или молекулы могут перемещаться. Их особенности:
Разделяются по способу активации:
Скорость переноса через каналы значительно выше, чем у белков-переносчиков — до 10⁷ ионов в секунду.
Специализированные каналы для воды. Аквапорины играют критическую роль в регуляции водного баланса, особенно в почках. Они пропускают молекулы воды, но блокируют ионы и даже протоны.
Крупные молекулы и частицы, которые не могут транспортироваться через мембрану традиционными путями, поглощаются или выделяются клеткой через везикулярные механизмы.
Процесс поглощения вещества клеткой путём инвагинации мембраны с последующим образованием везикулы:
Процесс слияния внутриклеточных везикул с плазматической мембраной для выделения содержимого наружу. Характерен для:
Оба процесса требуют участия белков семейства SNARE и часто регулируются ионами кальция.
Транспорт ионов через мембрану лежит в основе формирования мембранного потенциала. Ключевые характеристики:
Уравнение Нернста позволяет рассчитать равновесный потенциал для конкретного иона:
$$ E = \frac{RT}{zF} \ln \left( \frac{[C]_{\text{вн}}}{[C]_{\text{вн}}} \right) $$
Для учета вклада нескольких ионов используется уравнение Гольдмана-Ходжкина-Катца.
Обратимые и необратимые процессы транспорта можно описывать в рамках неравновесной термодинамики. Потоки ионов связаны с термодинамическими силами:
Ji = ∑jLijXj
где Ji — поток вещества i, Xj — термодинамическая сила, Lij — коэффициент Онзагера.
Это позволяет описывать ко-транспорт, сопряжённые процессы и энергетическую эффективность систем транспорта, включая митохондриальные переносчики.
Транспортные процессы находятся под контролем множества факторов:
Нарушения в работе транспортных систем лежат в основе различных патологий, включая муковисцидоз (дефект CFTR-хлорида канала), сахарный диабет (нарушение глюкозного транспорта), гиперкалиемию и др.