Аэродинамические трубы
Аэродинамическая труба — экспериментальная установка для изучения свойств потока газа или воздуха вокруг моделей летательных аппаратов, автомобильных кузовов, различных тел.
Основные элементы аэродинамической трубы
- Входной диффузор — уменьшает скорость потока, выравнивает его параметры.
- Секция с испытуемой моделью — наиболее важная часть, где измеряются силы и давление, возникающие на модели.
- Вытяжной канал (вентилятор) — обеспечивает движение воздуха с необходимой скоростью.
- Система измерений — датчики давления, силы, скорости и т.д.
Основные параметры и характеристики
- Скорость потока V — регулируется для моделирования различных режимов полёта или движения.
- Число Рейнольдса Re — безразмерный параметр, характеризующий режим течения:
$$ Re = \frac{\rho V L}{\mu} $$
где ρ — плотность жидкости, L — характерный размер модели, μ — динамическая вязкость. Важно, чтобы Re в эксперименте был близок к реальному значению, для достоверности моделирования.
- Число Маха Ma — отношение скорости потока к скорости звука в среде:
$$ Ma = \frac{V}{a} $$
Определяет, является ли поток дозвуковым, сверхзвуковым или гиперзвуковым.
Режимы работы аэродинамических труб
- Дозвуковой режим — Ma < 1, изучение аэродинамики при низких скоростях.
- Сверхзвуковой режим — Ma > 1, исследование ударных волн, резких перепадов давления.
- Гиперзвуковой режим — Ma ≫ 1, особенности высокоскоростного аэродинамического нагрева.
Измеряемые величины и методы
- Давление и его распределение — с помощью пьезометров, манометров и давления на поверхности модели.
- Силы сопротивления и подъёма — при помощи специальных динамометров.
- Визуализация потока — с помощью струй красителей, дымовых нитей, лазерной визуализации (PIV).
Принцип масштабного моделирования
Для адекватного переноса результатов аэродинамического эксперимента на реальные условия используются модели с учётом размерного анализа и сохранением безразмерных параметров (число Рейнольдса, число Маха). Иногда приходится жертвовать некоторыми параметрами из-за технических ограничений.
Особенности конструкции и применения
- Аэродинамические трубы бывают закрытого и открытого типа.
- Современные установки позволяют работать в широком диапазоне скоростей и давлений.
- Используются для проектирования самолётов, ракет, автомобилей, а также в научных исследованиях атмосферных явлений.