Аэродинамические трубы

Аэродинамическая труба — экспериментальная установка для изучения свойств потока газа или воздуха вокруг моделей летательных аппаратов, автомобильных кузовов, различных тел.

Основные элементы аэродинамической трубы

  • Входной диффузор — уменьшает скорость потока, выравнивает его параметры.
  • Секция с испытуемой моделью — наиболее важная часть, где измеряются силы и давление, возникающие на модели.
  • Вытяжной канал (вентилятор) — обеспечивает движение воздуха с необходимой скоростью.
  • Система измерений — датчики давления, силы, скорости и т.д.

Основные параметры и характеристики

  • Скорость потока V — регулируется для моделирования различных режимов полёта или движения.
  • Число Рейнольдса Re — безразмерный параметр, характеризующий режим течения:

$$ Re = \frac{\rho V L}{\mu} $$

где ρ — плотность жидкости, L — характерный размер модели, μ — динамическая вязкость. Важно, чтобы Re в эксперименте был близок к реальному значению, для достоверности моделирования.

  • Число Маха Ma — отношение скорости потока к скорости звука в среде:

$$ Ma = \frac{V}{a} $$

Определяет, является ли поток дозвуковым, сверхзвуковым или гиперзвуковым.

Режимы работы аэродинамических труб

  • Дозвуковой режимMa < 1, изучение аэродинамики при низких скоростях.
  • Сверхзвуковой режимMa > 1, исследование ударных волн, резких перепадов давления.
  • Гиперзвуковой режимMa ≫ 1, особенности высокоскоростного аэродинамического нагрева.

Измеряемые величины и методы

  • Давление и его распределение — с помощью пьезометров, манометров и давления на поверхности модели.
  • Силы сопротивления и подъёма — при помощи специальных динамометров.
  • Визуализация потока — с помощью струй красителей, дымовых нитей, лазерной визуализации (PIV).

Принцип масштабного моделирования

Для адекватного переноса результатов аэродинамического эксперимента на реальные условия используются модели с учётом размерного анализа и сохранением безразмерных параметров (число Рейнольдса, число Маха). Иногда приходится жертвовать некоторыми параметрами из-за технических ограничений.

Особенности конструкции и применения

  • Аэродинамические трубы бывают закрытого и открытого типа.
  • Современные установки позволяют работать в широком диапазоне скоростей и давлений.
  • Используются для проектирования самолётов, ракет, автомобилей, а также в научных исследованиях атмосферных явлений.