Течение жидкости или газа в трубах и каналах является важным разделом гидродинамики. Течения классифицируются по ряду признаков:
Переход от ламинарного к турбулентному определяется числом Рейнольдса:
$$ Re = \frac{\rho v d}{\mu} $$
где:
Критическое значение Re для труб обычно около 2300.
Основным уравнением для описания стационарного течения жидкости в трубе является уравнение Бернулли, дополненное учётом потерь давления из-за вязкости и сопротивления:
$$ p_1 + \frac{1}{2} \rho v_1^2 + \rho g h_1 = p_2 + \frac{1}{2} \rho v_2^2 + \rho g h_2 + \Delta p_{\text{потерь}} $$
Потери давления Δpпотерь связаны с трением жидкости о стенки и могут быть выражены через коэффициент сопротивления λ:
$$ \Delta p_{\text{потерь}} = \lambda \frac{L}{d} \frac{\rho v^2}{2} $$
где L — длина трубы.
Для ламинарного течения коэффициент сопротивления определяется формулой Пуазейля:
$$ \lambda = \frac{64}{Re} $$
Для турбулентного течения λ зависит от шероховатости стенок и числа Рейнольдса и определяется по эмпирическим формулам или диаграммам (например, диаграмма Муди).
Для несжимаемой жидкости справедливо уравнение непрерывности:
A1v1 = A2v2
где A — площадь сечения, v — скорость потока.
Это означает, что при сужении канала скорость увеличивается, а при расширении — уменьшается.
Шероховатость стенок труб значительно влияет на турбулентное течение и сопротивление. Чем шероховатее поверхность, тем выше сопротивление и потери давления.
Форма сечения (круглая, прямоугольная, сложная) также влияет на распределение скорости и потери.
При течении газов учитывается изменение плотности, особенно при больших скоростях или значительных перепадах давления.
Уравнение состояния идеального газа связывает давление, плотность и температуру:
p = ρRT
При протекании газа в трубах может происходить сжатие, расширение, ударные волны (в случае сверхзвуковых скоростей) и другие эффекты.
Знания о течении жидкости и газа в трубах необходимы при проектировании систем водоснабжения, отопления, вентиляции, трубопроводов нефти и газа, гидравлических машин, авиационных двигателей и т.д.