Движение в двух и трех измерениях

Положение и траектория частицы В пространстве двух или трёх измерений положение материальной точки задаётся радиус-вектором r(t), который соединяет начало выбранной системы координат с точкой. В декартовой системе координат для двух измерений:

r(t) = x(t)i + y(t)j

а для трёх измерений:

r(t) = x(t)i + y(t)j + z(t)k.

Траектория — это геометрическое место точек, описываемое движущейся точкой. Аналитически она задаётся функцией y(x) (2D) или системой y(x), z(x) (3D).


Скорость и ускорение Скорость v(t) — это первая производная радиус-вектора по времени:

$$ \mathbf{v}(t) = \frac{d\mathbf{r}}{dt} = \dot{x}\mathbf{i} + \dot{y}\mathbf{j} + \dot{z}\mathbf{k}. $$

Ускорение a(t) — вторая производная радиус-вектора:

$$ \mathbf{a}(t) = \frac{d\mathbf{v}}{dt} = \ddot{x}\mathbf{i} + \ddot{y}\mathbf{j} + \ddot{z}\mathbf{k}. $$

Ключевой момент: скорость и ускорение являются векторными величинами, их направления могут не совпадать. Разложение ускорения на тангенциальную (aτ) и нормальную (an) составляющие особенно важно для движения по кривой:

$$ a_\tau = \frac{d|\mathbf{v}|}{dt}, \quad a_n = \frac{v^2}{R}, $$

где R — радиус кривизны траектории.


Криволинейное движение Для криволинейного движения используют естественные параметры траектории: длину дуги s и радиус кривизны R. Вектор ускорения раскладывается на компоненты:

a = aτt + ann,

где t — единичный вектор касательной, n — единичный нормальный вектор, направленный к центру кривизны.

Прямолинейное движение — частный случай, где R → ∞ и an = 0.


Движение с постоянным ускорением Для двумерного движения с постоянным ускорением a справедливы векторные уравнения:

$$ \mathbf{v}(t) = \mathbf{v}_0 + \mathbf{a}t, \quad \mathbf{r}(t) = \mathbf{r}_0 + \mathbf{v}_0 t + \frac{1}{2}\mathbf{a}t^2. $$

Компонентное разложение:

$$ x(t) = x_0 + v_{0x} t + \frac{1}{2} a_x t^2, \quad y(t) = y_0 + v_{0y} t + \frac{1}{2} a_y t^2, $$

$$ z(t) = z_0 + v_{0z} t + \frac{1}{2} a_z t^2 \quad \text{(для 3D)}. $$

Эти уравнения описывают движение параболическое в случае постоянной силы (например, гравитации).


Движение по окружности Скорость движущейся точки постоянной по модулю v по окружности радиуса R направлена по касательной. Центростремительное ускорение:

$$ a_c = \frac{v^2}{R}, $$

направлено к центру окружности. Для непостоянной скорости вводится тангенциальная компонента ускорения aτ = dv/dt.


Связь с законами Ньютона Векторная форма второго закона Ньютона в 3D:

F = ma.

Компонентное разложение позволяет рассматривать движение по отдельным осям:

$$ F_x = m \ddot{x}, \quad F_y = m \ddot{y}, \quad F_z = m \ddot{z}. $$

Это особенно удобно для решения задач с независимыми силами вдоль координатных осей (например, движение тела в гравитационном поле и сопротивлении воздуха).


Примеры движения в двух и трёх измерениях

  1. Движение под углом к горизонту (проекция траектории на плоскость x-y) Ускорение ay = −g, ax = 0. Решение уравнений движения:

    $$ x(t) = v_0 \cos\theta \, t, \quad y(t) = v_0 \sin\theta \, t - \frac{1}{2} g t^2. $$

  2. Движение тела по наклонной плоскости Разложение силы тяжести вдоль осей координат позволяет использовать те же уравнения прямолинейного движения с постоянным ускорением.

  3. Трёхмерное движение под действием центральной силы Для сил, направленных к фиксированной точке (например, гравитационных), ускорение всегда направлено вдоль радиуса r: a = f(r)r/r. Законы сохранения (импульса и момента импульса) упрощают решение траекторий.


Полярная и сферическая системы координат Для движения в плоскости удобны полярные координаты (r, φ):

$$ \mathbf{r} = r \mathbf{e}_r, \quad \mathbf{v} = \dot{r} \mathbf{e}_r + r \dot{\varphi} \mathbf{e}_\varphi, \quad \mathbf{a} = (\ddot{r} - r \dot{\varphi}^2) \mathbf{e}_r + (r \ddot{\varphi} + 2 \dot{r} \dot{\varphi}) \mathbf{e}_\varphi. $$

В трёх измерениях используют сферические координаты (r, θ, φ), что позволяет разложить ускорение на радиальную и угловые компоненты:

$$ \mathbf{a} = (\ddot{r} - r \dot{\theta}^2 - r \sin^2\theta \, \dot{\varphi}^2) \mathbf{e}_r + (r \ddot{\theta} + 2 \dot{r} \dot{\theta} - r \sin\theta \cos\theta \, \dot{\varphi}^2) \mathbf{e}_\theta + (r \sin\theta \ddot{\varphi} + 2 \dot{r} \sin\theta \dot{\varphi} + 2 r \cos\theta \dot{\theta} \dot{\varphi}) \mathbf{e}_\varphi. $$

Эти выражения критически важны для задач механики планет, спутников и молекул.


Ключевые моменты

  • Векторное представление движения является универсальным и позволяет легко менять систему координат.
  • Ускорение всегда разлагается на компоненты: тангенциальную и нормальную, что облегчает анализ криволинейного движения.
  • Законы Ньютона векторно и компонентно позволяют решать реальные задачи движения в двух и трёх измерениях.
  • Полярные и сферические системы координат особенно полезны для центральных и вращательных движений.
  • Постоянное ускорение в нескольких измерениях описывается векторными уравнениями, компонентное разложение которых позволяет решать траектории аналитически.