Идеализированный цикл Дизеля: теоретические основы и термодинамический анализ
Цикл Дизеля представляет собой термодинамический цикл, описывающий работу дизельных двигателей внутреннего сгорания. В отличие от цикла Отто, в котором теплоподвод осуществляется при постоянном объёме, в цикле Дизеля теплота подводится при постоянном давлении. Это ключевое различие определяет как рабочие процессы, так и характеристики эффективности цикла.
В теоретическом рассмотрении цикл Дизеля моделируется с рядом упрощающих допущений:
Идеальный цикл Дизеля состоит из четырёх термодинамических процессов:
Цикл удобно изображать на диаграммах p–V и T–S:
Рассмотрим каждый процесс по отдельности, применяя уравнения состояния и закон сохранения энергии.
Этот процесс описывается уравнением:
$$ p_1 V_1^\gamma = p_2 V_2^\gamma $$
$$ T_2 = T_1 \left(\frac{V_1}{V_2}\right)^{\gamma - 1} = T_1 r^{\gamma - 1} $$
где $r = \frac{V_1}{V_2}$ — степень сжатия, $\gamma = \frac{C_p}{C_v}$ — показатель адиабаты.
На этом участке:
$$ p = \text{const}, \quad \frac{V_3}{V_2} = \rho $$
где $\rho$ — коэффициент повышения объёма при теплоподводе.
Из уравнения состояния:
$$ T_3 = T_2 \cdot \rho $$
Количество подведённой теплоты:
$$ Q_{\text{вх}} = m C_p (T_3 - T_2) $$
Уравнение адиабаты:
$$ T_4 = T_3 \left(\frac{V_4}{V_3}\right)^{1 - \gamma} = T_3 \left(\frac{V_1}{V_3}\right)^{\gamma - 1} $$
Подставляя $V_3 = V_2 \cdot \rho = \frac{V_1}{r} \cdot \rho$:
$$ T_4 = T_3 \left(\frac{r}{\rho}\right)^{\gamma - 1} $$
$$ Q_{\text{вых}} = m C_v (T_4 - T_1) $$
По определению:
$$ \eta = 1 - \frac{Q{\text{вых}}}{Q{\text{вх}}} = 1 - \frac{C_v (T_4 - T_1)}{C_p (T_3 - T_2)} = 1 - \frac{1}{\gamma} \cdot \frac{T_4 - T_1}{T_3 - T_2} $$
Подставляя выражения для температур через $T_1$, $r$, и $\rho$:
$$ \eta = 1 - \frac{1}{\gamma} \cdot \frac{ \rho^\gamma - 1 }{ \rho - 1 } \cdot \frac{1}{r^{\gamma - 1}} $$
Это выражение показывает, что КПД цикла Дизеля зависит от трёх параметров:
При одинаковой степени сжатия $r$ и одинаковом значении $\gamma$, цикл Дизеля всегда имеет меньший КПД, чем цикл Отто, если $\rho > 1$. Это связано с тем, что часть тепла в цикле Дизеля подводится при менее выгодных (в термодинамическом смысле) условиях — при более высокой температуре и, следовательно, меньшем приросте полезной работы на единицу теплоты.
Тем не менее, дизельные двигатели на практике достигают большего КПД, чем бензиновые двигатели (работающие по циклу Отто), за счёт возможности использовать более высокую степень сжатия, обусловленную отсутствием самовоспламенения в начале сжатия.
Цикл Дизеля лежит в основе работы многих тепловых двигателей — от транспортных средств (грузовые автомобили, локомотивы, морские суда) до стационарных энергоустановок. В реальных условиях:
Тем не менее, идеализированный цикл остаётся ключевым инструментом анализа и оптимизации дизельных двигателей, позволяя оценивать термодинамические пределы эффективности, строить ориентировочные диаграммы и выбирать параметры конструкции.
Цикл Дизеля в современных условиях используется в модифицированных формах — например, цикл Застрова, двойной цикл (смешанный), сочетающий изохорный и изобарный подвод теплоты. Эти модификации позволяют точнее описывать реальные процессы в камере сгорания и учитывать специфику используемого топлива, схем впрыска, степени наддува и других технологических решений.